Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок балючыя пытанні беларусские СМИ Би-2 бигтех Борис Надеждин будущее Владимир Путин ВНС война в Украине выборы в КС выборы в России гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай КНДР конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование олимпиада-2024 Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская союзное государство спорт стандарты стандарты журналистики СТВ США Такер Карлсон твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

«Свиньи» и «кабанчики»: новые герои беларусского медиапространства

Животные, особенно проживающие рядом с человеком, нередко наделяются антропоморфными свойствами. Через повествование об особенностях, привычках, поведении животных передаётся информация не только о «братьях наших меньших», но и о людях. На этом построена как традиционная культура (сказки, легенды), так и современная художественная проза и публицистика.

Поделиться:

Животные как герои массмедийных текстов

Сегодня животные — это и герои массмедийных текстов. Пёс Патрон и кот Степан из Украины привлекают не меньшее внимание, чем люди. А ещё овчарка Стив и кот Макс. Однако это домашние питомцы, живущие рядом с человеком и с человеком же взаимодействующие, поэтому наделять их антропоморфным смыслом намного проще. А почему героем стал кабанчик Людвиг, не реальный, а собирательный образ дикого кабана? Или почти безымянные (известны имена всего трёх парнокопытных, это Яша, Босс и Корж) свиньи из выдуманной Груздевщины Александра Чернухо?

Попробуем разобраться.

Домашняя свинья и дикий кабан для беларусов — близкие, и в определённой степени сакральные животные. Сакральные в том смысле, что от их наличия зависит благосостояние и даже выживаемость беларусов. Свинина — предпочитаемый нами вид мяса (знаковыми блюдами в «Свиньях» являются жареная на сале яичница и солёное сало), причём тесно связанный с обрядами Рождества и Пасхи, свадьбы и крестин, т. е. наиболее значимых для народной культуры событий. Выкармливать домашнего кабанчика, чистить, убирать за ним, чтобы к определённому сроку приготовить буженину, окорок и «пальцем пханую» колбасу — абсолютный мастхэв. Недаром вся эпопея с жителями деревни Кочаново произошла по причине полного отсутствия живых свинок на личных подворьях и свинокомплексе, а свинины — в продаже.

Герои современной Беларуси

Дикий кабан Людвиг может рассматриваться как  маскот национального сопротивления в условиях необходимости использования «эзопова языка». «Лидеры мнений», остающиеся в стране и вынужденные считаться с угрозой административного или даже уголовного преследования за комментарий в интернете, стараются использовать безопасные языковые и визуальные конструкции. Благо беларусы сегодня вполне могут общаться понятными для всех аллегориями. Это понимание обеспечивает общий коммуникационный контекст — прежде всего разделение идеи о том, что, несмотря на отсутствие публичного протеста, никто не собирается «переворачивать страницу», плюс аллюзия с партизанами, сражающимися с врагом на оккупированной территории и приходящими из лесов. «Партизаны», «оккупированная территория», «лес» — это однозначно про Беларусь, причём не только времён Второй мировой, но и современную, и не требует пояснений.

Дикий кабан Людвиг и другие, безымянные дикие кабаны художницы — это олицетворение самих беларусов, которые плоть от плоти родной земли, не один раз оказывались под оккупацией, но не сдались и не собираются прекращать бороться. Они приходят и уходят, неожиданно оказываются в самых разных местах, они свои — пусть не самые красивые с точки зрения классических канонов красоты, но милые и симпатичные. А ещё умные и умеющие быстро бегать. Не следует забывать, что в традиционной народной культуре дикие кабаны — символ воинской доблести, бесстрашия и отваги, одновременно олицетворяющие собой человеческую гордость. Недаром охотники предпочли бы встретиться лицом к лицу скорее с медведем, чем с диким вепрем. И кабаны, гордо выступающие посреди цветущего чабора, очень подходят под актуальную ситуацию — активного сопротивления перевозкам по железным дорогам Беларуси российской военной техники.

… и современная антиутопия

Свиньи в одноимённом романе Александра Чернухо — это не только представители отряда парнокопытных из подотряда свинообразных, которых вследствие эпидемии «свиной чумы» постигла безвременная смерть. Это, похоже, прежде всего вполне себе человекоподобные чиновники и чиновницы выдуманного райцентра Груздево, чьи глупость, корыстолюбие и лакейство полностью заслонили все человеческие качества. Автор создаёт современную антиутопию, где люди только кажутся людьми, а ведут себя как настоящие свиньи. А вот кабанчики художницы — это, наоборот, антропоморфные субъекты, активные, любознательные, сильные и гордые. Которые родились тут и будут жить вечно.

Итак, с помощью образов животных авторы формируют и транслируют смыслы, характеризующие в первую очередь людей, обозначающие современных героев и антигероев. Это эффективный художественный приём, привлекающий внимание, эмоционально заряженный, понятный и близкий самой широкой аудитории. То, что не всегда возможно выразить в словах, антропоморфный образ способен донести быстро, выразительно и без искажений. В условиях необходимости применения «эзопового языка» можно прогнозировать усиление использования образов животных в медиакоммуникации.
Хорошо 7
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты