Аналитика и обзоры Мнения Мониторинг СМИ Тренды Всячина Видео Тесты Тэги
facebook Lviv Media Forum nizkiz Telegram Азаренок антизападные нарративы балючыя пытанні беларусские СМИ бигтех будущее Владимир Путин война в Украине выборы в КС выборы-2025 гендер государственные медиа деконструкция диаспора дискриминация доносы закон Израиль инфографика Иран исследования история манипуляции как не поддаться пропаганде Киберпартизаны кино Китай конспект конспирология конференция «Новая Беларусь» Координационный Совет лгбт мова Молдова нарушение стандартов независимые медиа Новая Боровая образование Павел Дуров подкаст политзаключенные политическая коммуникация Польша права человека приемы пропаганды прогнозы прокремлёвские нарративы пропаганда манипуляции пропаганда о чиновниках протесты в Грузии региональные сми рекламный рынок Рико Криегер российские СМИ СБ Сидорская стандарты стандарты журналистики СТВ США твиты телеканалы теория пропаганды тесты Томаш Шмыдт уязвимые группы фашисты фейки ценности Чернобыль Что почитать электоральная кампания 2024 язык вражды

Как делать интервью без рисков для редакции

Вместе с адвокатом Сергеем Зикрацким разбирались, как избежать конфликта до, во время и после публикации интервью, и что делать, если избежать не удалось. И придумали лайфхак для журналистов.

Поделиться:

Зачем мы это сделали?

Поводом стал недавний конфликт между редакцией dev.by и экс-главой ПВТ, потенциальным кандидатом в президенты Беларуси Валерием Цепкало. Издание взяло у Цепкало интервью, но согласовать с ним текст не смогло. Цепкало запретил dev.by публиковать оригинальное интервью и предложил редакции использовать переработанную им версию. Редакция решила не публиковать интервью, вместо этого выбрала из него значимые факты и цитаты и разместила их. По словам издания, опубликованная информация полностью соответствует диктофонной записи разговора.

Что говорит закон?

Отношения журналиста и лица, у которого он берёт интервью, в Беларуси регулируют закон о СМИ и закон об авторском праве и смежных правах. Закон о СМИ не рассматривает согласование текста интервью как цензуру. В этом случае авторское право работает как законное ограничение свободы слова.

По закону об авторском праве интервью может рассматриваться как произведение, которое журналист и интервьюируемый создают в соавторстве. Это значит, что публикация интервью возможна только с согласия двух соавторов. По закону герой интервью как соавтор может требовать согласования текста интервью и запрещать его публикацию.

То есть на вычитку надо отправлять в любом случае?

Если герой не просит, то необязательно. В этом случае можно считать, что интервьюируемый как соавтор создал произведение во время интервью. Но если герой хочет прочитать текст и внести правки, надо согласовывать.

Окей, герой просит согласовать текст. Может ли журналист отправить только цитаты?

Может, если интервьюируемый согласится. У соавтора есть право работать в том формате, в котором он хочет, – только со своими цитатами или с готовым текстом.

Если журналист перевёл цитату в косвенную речь, он и её должен согласовывать?

Согласовывать нужно, если это большое интервью, которое требовало подготовки и от журналиста, и от его собеседника. Такое интервью будет объектом авторского права. Если же это комментарий эксперта на пару абзацев, чьё-то мнение, тогда, вероятнее всего, это не будет рассматриваться как объект авторского права. В таком случае журналист сам решает, что с этим текстом делать – оставить цитатой или перевести в косвенную речь. Этот текст можно не согласовывать.

Допустим, человек в интервью ошибся, переврал факт. Журналист может отметить это в публикации?

Да, может. Есть интервью, а есть личный комментарий журналиста.

Хорошо. Что делать, если герой при вычитке дописывает что-то, вставляет то, чего не было в разговоре?

Как соавтор интервью он имеет на это право. Можно отметить в публикации, какой текст герой интервью добавил на стадии согласования. Но об этом тоже надо договориться.

Текст давно у собеседника, а тот пропал и на звонки не отвечает. Как быть?

Советую заранее обговорить условия. Допустим, установить срок до 18:00 следующего дня после интервью. Если ответа нет, можно считать текст согласованным и публиковать.

Герой не хочет согласовывать интервью, зато пресс-служба хочет. Надо соглашаться?

Не нужно торопиться. Журналист может сказать, что у интервью только два автора – он и его собеседник. Третий соавтор не предусмотрен, будь это руководитель пресс-службы или кто-то другой.

Хорошо, собеседник согласовал интервью. А журналист переставил вопрос из конца интервью в начало. Так можно?

Если договорились, что для интервьюируемого важны только ответы на вопросы, тогда журналист может переставлять их в тексте как угодно без искажения смысла сказанного. Если собеседник попросил согласовать финальный текст, после журналист ничего переставлять местами не может.

Обо всём договорились, а герой всё равно запрещает публиковать интервью. Всё пропало?

Нет. Журналист может опубликовать полученную информацию, но не в формате интервью, а в виде фактов, как это сделал dev.by. Сама по себе информация не является объектом авторского права. Чтобы опубликовать информацию, журналисту достаточно получить её законным путём. Если он это делает в ходе интервью, источник информации должен понимать, что говорит с журналистом. Если журналист хочет сделать аудиозапись разговора, по закону о СМИ он обязан предупреждать об этом собеседника. Исключение – когда из обстановки следует, что идёт запись: журналист положил диктофон перед собеседником и включил.

Слышал, что лучше записывать разговор на диктофон. Это так?

Это необязательно, но может помочь, если возникнет конфликт. Допустим, герой интервью считает, что журналист приписал ему слова, которых он не говорил, и обращается в суд или пишет жалобу в министерство информации. В этом случае диктофонная запись будет доказательством, что редакция опубликовала достоверную информацию.

Что будет, если редакция опубликует интервью без согласия героя?

Это может быть рассмотрено как нарушение авторских прав героя как соавтора. Если он обратится в суд на этом основании и суд признает, что интервью являлось объектом авторского права, то редакция должна будет по решению суда выплатить герою интервью компенсацию.

Если медиа в редакционной политике на сайте укажет правила согласования, это поможет?

Нет. Пока редакция не ознакомила с ними героя интервью, они остаются внутренними правилами редакции.

Всё понятно. Так о каком лайфхаке вы говорили в самом начале?

Чтобы избежать конфликта, можно сделать памятку с правилами и принципами, которых придерживается редакция при подготовке и публикации интервью, и показывать потенциальным героям перед началом разговора. Если журналист отправил человеку памятку, и он после этого даёт интервью, значит, согласие автоматически получено. В ситуации конфликта памятка будет доказательством того, что были договорённости ещё до начала интервью.

Есть ещё и форма соглашения, которая предусмотрена законодательством. Это договор на создание произведения, где прописывают требования к произведению, возможность редактирования, условия передачи прав на использование, вознаграждение. Заключить такой договор с героем интервью – самый надёжный способ для редакции опубликовать материал и обезопасить себя.

Читайте также

«Фактчек увлекательнее, чем видеоигры». Интервью с Виктором Малишевским

Все пишут о коронавирусе – кому верить? Объясняем на карточках

Фото на главной: jrnlst.ru

Хорошо
Смешно
Грустно
Злюсь
Кошмар
Поделиться:

Смотрите также

Обсудим, как пропаганда использует Олимпиаду для манипуляций, разоблачаем мифы о "оскорблении чувств верующих", исследуем эффект Даннинга-Крюгера и его влияние на восприятие информации. Также рассмотрим, как беларусские СМИ освещают выборы в США и последствия урагана в Беларуси.

Аналитика и обзоры

Мнения

Мониторинг СМИ

Тренды

Всячина

Видео

Тесты