Массовая культура как часть пропагандистской кампании. Часть 2. Российский кинематограф как важнейший элемент информационной войны
Кремлёвская пропаганда воплотила в жизнь ленинский лозунг про кино как важнейшее искусство, и с его помощью исподволь формирует взгляды аудитории в заданном ключе, показал мониторинг Media IQ.
Манипуляциям массовым сознанием через масс-медиа, в том числе фильмы, сериалы и даже мультики, которые незаметно для самого человека влияют на его восприятие действительности и ценностные установки, кремлёвская пропаганда начала уделять особое внимание уже в 2000-х годах. Именно тогда бесконечные «импортные» сериалы начала вытеснять собственная кинопродукция.
И если вначале это была романтизация и героизация криминальной субкультуры (соответствовала ожиданиям российской аудитории того периода), то уже через несколько лет пропаганда занялась массовым производством фильмов и сериалов о правоохранительных органах и армии, в которых преступникам уже отводилась роль отрицательных героев, а представителям российского государства всех рангов и мастей – положительных. Конечно, встречаются госслужащие – взяточники и вымогатели, но они оказываются либо пережитками «лихих 90-х», либо завербованными агентами западных спецслужб. Происходит трансформация «Бандитского Петербурга» в «Великолепную пятёрку» с демонстрацией будней оперов «убойного» отдела одного из районов Петербурга.
Продукция российской киноиндустрии демонстрирует одобряемое властями поведение, формирует заданную социальную реальность, мотивирует к необходимому поведению, то есть участвует в создании российского социального порядка. В серии «Бессудный день» сериала «След» один из героев заявляет в финале: «человека можно убедить вообще в чём угодно, главное – ему в голову вложить нужную информацию». И кремлёвская пропаганда настойчиво вкладывает в головы своей аудитории свои установки.
С 2010-х годов наблюдается системная работа пропаганды в направлении формирования развлекательного контента и проскакивающие сюжеты, не вписывающиеся в общую концепцию и не транслирующие нарративы Кремля, становятся исключениями: чем ближе к сегодняшнему дню, тем всё более и более редкими.
Показательная трансформация
Максимально ярким примером изменения политики Кремля в отношении массовой культуры являются личностные метаморфозы кинорежиссёра, сценариста, продюсера и киноактёра Никиты Михалкова. Идеологическая пропаганда в фильмах тем эффективней, чем более знаменит режиссёр их создающий, и актеры, которых он снимает. Талантливый в прошлом оскароносный режиссер и актёр, принимаемый и признаваемый в странах Запада, превратился в один из главных рупоров Кремля и транслятора тезисов русского мира. Сегодня Михалков – ярый сторонник антизападной политики, войны против Украины, репрессий в отношении не поддерживающих политику российской власти, пропагандист и конспиролог.
Создатель по-настоящему талантливого и драматичного фильма «Утомлённые солнцем» – с одной стороны, и автор одиозного пропагандистского и конспирологического «Бесогона», доносящий, по словам Ксении Собчак, Владимиру Путину на участников «голой» вечеринки, клеймящий Аллу Пугачёву за критику агрессии России против Украины – с другой.
Безусловно, речь идёт не о смене мировоззрения и личных установок Михалкова, а только о его уникальном умении чувствовать, а иногда и предвосхищать потребности и ожидания власти. Если в конце 80-х и в 90-х годах была востребована тематика критики массовых политических репрессий, режиссёр творил в этом направлении, сегодня, когда российская политическая элита транслирует нарративы о собирании земель, необходимости сильной власти, враждебности Запада – актуальным становится Михалков-украинофоб, поборник традиционных ценностей, возвеличивающий образ великой РФ и её конкретных персонажей. И вместо «Утомлённых солнцем» зрителю демонстрируется «Генерал Кожугетыч» – документальный фильм, снятый к 50-летию министра Сергея Шойгу, и «55» – о президентстве Путина.
Никита Михалков когда-то пафосно заявлявший, что заслуга за то, что Россия, при «поступательном, созидательном и позитивном» развитии будет «расправлять плечи и подниматься с колен… будет отнесена на счёт Бориса Николаевича Ельцина», через несколько лет требует «на государственном уровне признать преступления Горбачёва и Ельцина». Человек, в 1996 году утверждавший, что альтернативы Ельцину нет, и именно он предотвратил катастрофу, через 20 лет обвиняет его в «совершении реального преступления… развале нашей страны», а в 2023 году призывает, причём уже не первый раз, закрыть Ельцин-центр.
Необходимо напомнить, что летом 2022 года Михалков в своей передаче «БесогонТВ» призвал признать Ельцин-центр иноагентом, сравнив деятельность центра с работой «Эха Москвы» и его бывшего главного редактора Алексея Венедиктова, включённого в реестр иноагентов.
В январе 2023 года Никита Михалков написал открытое письмо в Совет Европейского Союза. В своём письме он озвучил тезисы кремлёвской пропаганды о «проснувшемся нацизме» и «фашистском перевороте» в Украине, приближении НАТО «вплотную к границам» РФ, и обвинил европейских политиков в «циничной лжи» и «насаждении русофобии». Кроме того, он пригрозил Евросоюзу международным трибуналом, похвалил Путина за противостояние «лицемерию», и в очередной раз оправдал аннексию Крыма. В то же время режиссёр, как отмечают российские медиа, «вопреки своей патриотической позиции и резкому отношению к Западу и его ценностям», не собирается отказываться от своей европейской недвижимости в Италии, Испании и Чехии. Утверждается, что его родственники активно посещают недвижимость Михалкова в европейских странах.
Кстати, если говорить о родственниках, то необходимо вспомнить отца режиссёра, Сергея Михалкова, известного своей уникальной способностью приспосабливаться к любой власти – от Сталина до Ельцина. Михалков-старший – автор слов гимна СССР, трансформировавшегося в современный гимн РФ, и участник травли Бориса Пастернака. Сергей Михалков с одинаковым энтузиазмом осуждал Александра Солженицына во времена СССР и предлагал дать ему государственную премию при новой власти.
Таким образом, Никита Михалков воспитывался в своеобразной атмосфере, которая сформировала в нём способность быть не просто лоялистом, а активно угождать действующей власти. Он – один из самых узнаваемых, но далеко не единственный деятель массовой культуры, транслирующий в своём продукте нарративы кремлёвской пропаганды. Какие же основные нарративы присутствуют в современных российских фильмах и сериалах?
Непринятие независимости бывших республик СССР
Кремлёвская пропаганда настойчиво транслирует тезис о том, что «развал» СССР – это величайшая ошибка, которая привела к упадку новых независимых государств. Утверждается, что для жителей бывших союзных республик Россия, особенно Москва, остаётся безусловным центром притяжения и землёй обетованной, попасть куда стремятся всеми правдами и неправдами. При этом приехавшие из бывших республик СССР готовы фактически на всё, чтобы жить и работать в РФ.
Для жителей постсоветских стран пропагандистский кинематограф создал совсем не привлекательные имиджи. Достаточно вспомнить популярный в недавнем прошлом сериал «Моя прекрасная няня», главная героиня которого попала в Москву из Мариуполя. Перед зрителем предстаёт невоспитанная, хамоватая, безвкусно одетая, скандальная украинка, над которой можно посмеяться. Образ жительницы Украины, приезжающей в РФ, чтобы найти себе мужа-россиянина или заниматься проституцией, стал стереотипным в российском кино. В уже упоминавшемся сериале «След», который, по результатам опроса ВЦИОМ, не один год признавался вторым по популярности сериалом в РФ, следовательно, имеет многомилионную аудиторию, украинки предстают в образе владелиц борделя, содержанок, проституток, беременных гастарбайтерш, готовых продать своего ребенка, но не уезжать домой.
Украинец в российском кинематографе – персонаж немного комичный, колоритный, хитрый, готовый обмануть и украсть – такой эталонный «хохол». Однако в последние годы образ трансформируется в агрессивного предателя, коллаборациониста и «бандеровца».
Наверное, самыми популярными в российском кино представителями постсоветских стран являются граждане Таджикистана. Незавидный образ малограмотного таджика был создан ещё в советские годы, а российский кинематограф лишь укрепил его и сделал более колоритным. В начале 2000-х годов на экраны вышел сериал «Наша Russia», повествующий, в основном, о «трудовой деятельности» в Москве выходцев из Таджикистана Джамшуда и Равшана. С тех пор имя Джамшуд стало нарицательным, а слово «таджик» в массовом э употреблении стало обозначать не только и не столько этническую группу, сколько социальное явление. Как правило, этим словом обозначают чернорабочих из Средней Азии, которые за небольшие деньги готовы выполнять любую работу, причём не очень качественно.
Не в последнюю очередь именно российское кино превратило приехавшего в РФ гражданина Таджикистана в социально незащищённого неграмотного дворника, грузчика или подсобного рабочего. И даже то, что, на первый взгляд, кажется попыткой изменить ситуацию, только усиливает сформированный миф. В очередном «ментовском» сериале «Свои» один из главных героев – откомандированный из Душанбе по программе обмена Файзулхусан, которого российские коллеги называют не иначе как Фазиком, а напарник гоняет как мальчика. Он цитирует Омара Хайяма, отлично рисует, имеет фотографическую память, но является стажёром, использующимся «на подхвате». При необходимости маскируется под низкоквалифицированного трудового мигранта-таджика, практически всё, что зарабатывает, отправляет многочисленным малоимущим родственникам в Таджикистан, и живёт впроголодь. Ну и, конечно, не планирует возвращаться на родину.
Свой образ создан и для беларусов. Это, безусловно, меньшие братья, на которых великоросс смотрит свысока. В отличие от, например, таджиков, в этой картине мира беларусы работают качественно, но под контролем, всегда готовые схитрить, а значит – ненадёжные. В сериале «След» многие преступники стремятся убежать на Запад через Беларусь, поскольку, как стремится убедить свою аудиторию кремлёвская пропаганда, контроль на западной беларусской границе условный, а пограничники работать не стремятся.
Пропаганда позаботилась поработать над имиджами граждан и других бывших союзных республик.
«Граница России нигде не заканчивается»
Базовым нарративом кремлёвской пропаганды можно определить тезис, сформулированный Путиным ещё в 2016 году, когда он во время общения со школьниками заявил: «границы России нигде не заканчиваются».
Пропаганда взяла эту тему и развила ее, добавив тезисы русского мира и придав ей цивилизационный аспект. Путин и сам в 2023 году вернулся к своей фразе, заверив, что она имела «цивилизационный смысл». Он не в первый раз заявляет о «глобальном характере» русского мира, связывая проживающих за рубежом «соотечественников» с границами РФ и её правом на влияние.
Закреплению этого нарратива не первый год способствует российский кинематограф. Настойчиво транслируется тезис, что российские спецслужбы, и даже обычные военные – вполне оправданно присутствуют на территории иностранных государств, а тем более, если речь идёт о бывших союзных республиках, выполняя задания руководства.
Вероятно, самым показательным в этом смысле является сериал «Морские дьяволы», главные герои которого регулярно выполняют различные миссии за границей. Аудиторию исподволь приучали к мысли, что ничего необычного в этом нет, а присутствие российских военных разных мастей только на пользу всем, в том числе местным жителям. В некоторых сериях, например, «Схроны» – уже в краткой аннотации содержится информация о том, что российские спецслужбы «за рубежом проводят безупречную операцию», а в сезоне «Морские дьяволы. Дальние рубежи» герои и вовсе «противостоят западным спецслужбам» в лице некого «Информационно-исследовательского центра» как «на дальних рубежах нашей страны, так и за её пределами».
В российской киноиндустрии в последнее десятилетие производство фильмов о «работе» спецслужб Кремля за границей поставлено на поток. Среди самых популярных можно назвать:
- «Специалист», в котором главный герой выполняет задания в Германии, Эстонии, Турции;
- «Стражи Отчизны» – о секретном подразделении «спящих» агентов, которым «отступать некуда – позади Великая Родина»;
- Сериал «Спецназ», герои которого «всегда готовы выступить на защиту Родины, куда бы ни закинула их жизнь: на Северный Кавказ, в Косово, Таджикистан, Афганистан».
С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину резко возросло производство пропагандистских фильмов, оправдывающих вторжение и наполненных кремлёвским нарративами. Герои фильмов «защищают русских» в Крыму, Луганске, Донецке, которые позиционируются как исконно русские земли. На создание такого продукта в 2023 году Минкульт РФ, Фонд кино и Институт развития интернета выделил 30 миллиардов рублей.
Выводы
В течение многих лет кремлёвская пропаганда использовала киноиндустрию для формирования альтернативной реальности. Необходимо отметить, что даже после 2014 года и аннексии Крыма российские фильмы и сериалы транслировались в том числе на украинскую аудиторию, моделируя комплекс неполноценности и второсортности. Сегодня продукты российской пропаганды уверенно присутствуют в информационном пространстве Беларуси.
Влияние пропаганды через киноиндустрию на общественное сознание глубокое и долгосрочное. Яркие эмоции, которое испытывают люди во время просмотра кино, позволяют не только смоделировать определённые взгляды и нарративы без включения критического мышления, но и надёжно закрепить их. Тезисы и идеи, представленные в фильмах и сериалах, формируют личностную и социальную идентичность и массовое сознание, расставляют нужные акценты, отвечают на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо», разъясняют, что по-настоящему ценно, а что – сиюминутно и проходяще, что является добром, а что – злом. И если за киноиндустрией стоит государство, то именно оно определяет и «настоящие» ценности, и добро со злом. Содержание современных российских фильмов и сериалов демонстрирует позицию власти и транслирует нарративы пропаганды. При просмотре такого продукта аудитория бессознательно воспринимает навязываемые установки, то есть происходит процесс политической социализации. При этом в большинстве своём люди чаще всего не ожидают от такого продукта массовой культуры системной идеологической и пропагандистской нагрузки, и легко становятся жертвами дезинформации.
Именно поэтому крайне важно создавать свой качественный конкурентный кинопродукт – как противодействие и своеобразную вакцинацию от кремлёвской пропаганды. И помнить, что безобидной информации из страны, где идеология пронизывает все сферы жизни, быть не может.